ЧЕРНОБЫЛЬ: эксклюзивный фрагмент

chernobyl1.jpg

Жанр: драма, экшн

Производство: «Нон-Стоп Продакшн», «ДК Интертеймент», «Централ Партнершип», Группа Компаний ГПМ КИТ, Россия, 2021 г.

Режиссер: Данила Козловский

Продюсеры: Александр Роднянский, Сергей Мелькумов, Данила Козловский, Вадим Верещагин, Рафаел Минасбекян

Сценарий: Алексей Казаков, Елена Иванова

Оператор-постановщик: Ксения Середа R.G.C.

Композитор: Олег Карпачев

Художник-постановщик: Тимур Шагиахмедов

В главных ролях: Данила Козловский, Оксана Акиньшина, Филипп Авдеев, Равшана Куркова, Николай Козак, Игорь Черневич и др.

Дистрибьютор: «Централ Партнершип»

Премьера в России: 15 апреля 2021 г.

Продолжительность: 132 мин.

СИНОПСИС

Алексей Карпушин — обычный молодой советский парень, пожарный на атомной станции, в Припяти, который впервые начинает строить планы длиннее, чем на выходные или отпуск — он влюбляется в Олю. В прошлом у них уже были отношения, но тогда Алексей упустил свой шанс. Теперь у нее есть маленький сын, но Алексей намерен больше не повторять своих прежних ошибок: он признается Оле в своих чувствах, вместе они планируют переехать к морю.

Авария на Чернобыльской АЭС ставит под угрозу мечту Алексея и жизни всех тех, кто ему дорог. Взрыв реактора грозит смертью не только тысячам людей, оказавшихся в зоне радиационного поражения: возможен второй взрыв, чудовищные последствия которого могут быть несоизмеримо больше. Надо опуститься под ядерный реактор, выпустить воду и тем самым предотвратить страшную катастрофу. Все помещения затоплены, повсюду радиация. Алексей оказывается одним из тех немногих, кто знает другой путь под ядерный реактор, но это может стать риском ценою в жизнь.

Фильм “Чернобыль” — пронзительная история большой любви, трагически разворачивающейся на фоне страшных событий 1986 года, история огромной человеческой драмы простого человека, совсем не героя, который, сам того не осознавая, совершает подвиг.

Данила Козловский о фильме: “Чернобыль — это наша общая история, катастрофа коснувшаяся очень многих. И для меня главное, чтобы люди пришли на наш фильм не просто посмотреть на масштаб или уникальные съемки подводных сцен, а испытали сильное эмоциональное переживание, подключились к человеческой истории о том, как катастрофа ворвалась в жизни обычных людей, как изменила их судьбы и невольно сделала из них героев”. 

ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

Несмотря на то, что “Чернобыль” — прежде всего драматичный, эмоциональный рассказ о людях, чья судьба радикально изменилась на фоне исторических событий, история фильма опирается на вполне конкретный исторический контекст и выстроена вокруг одного конкретного эпизода.

После взрыва на Чернобыльской АЭС активная зона четвертого реактора продолжала плавиться. Под тоннами расплавленного радиоактивного материала находился огромный резервуар с водой. Активная зона реактора медленно прожигала отделяющую ее от воды плиту, спускаясь к ней в тлеющем потоке расплавленного металла. Коснись она воды, это вызвало бы массивный, загрязненный радиацией паровой взрыв невероятной мощности, который разошелся бы по всей Европе. Было решено, что в затопленные камеры четвертого реактора отправятся три добровольца, чтобы открыть запорные клапаны и выпустить воду.

Три добровольца отправляются вниз под ядерный реактор, где находится резервуар, заполненный водой. Подвергая свои жизни невероятному риску, они отправляются туда, чтобы собственноручно (в прямом смысле этого слова — механически, руками, поскольку механика и автоматика уже не функционировали — все сгорело) найти в абсолютной темноте задвижки, нащупать их, открыть и выпустить воду оттуда, температура этой воды фактически близка к кипению, находится там долго нельзя — таким образом предотвратить новый этап катастрофы.

Однако не стоит искать за судьбами героев истории реальных свидетелей и участников аварии: создатели проекта решили не отталкиваться от биографий конкретных людей, но, объединив несколько сотен реальных человеческих историй, создать на их основе драматические линии трех центральных персонажей.

ОБ ИДЕЕ ФИЛЬМА, ВЫБРАННОЙ ИСТОРИИ И ЛИЧНОМ ОПЫТЕ

“Я — человек, проведший немало времени возле атомной электростанции после аварии (я впервые приехал туда на пятый день после случившегося, у меня даже есть удостоверение ликвидатора), хорошо знакомый с деталями чернобыльской катастрофы, — комментирует продюсер фильма Александр Роднянский. — И уже после аварии, в течение следующих трех лет, я возвращался туда неоднократно, как режиссер-документалист. Я несколько раз пытался подступиться к большому игровому фильму о трагедии, о том, что случилось. Море воспоминаний, свидетельств, историй, каждая из которых, была бы, наверное, вполне себе стоящей для того, чтобы сделать картину и рассказать о том, как произошла одна из крупнейших аварий, последствия которой оказали влияние на судьбу огромной страны”.

Создатели фильма хотели сфокусироваться не на попытке исследовать причины аварии — они более или менее очевидны — но прежде всего сделать картину о тех людях, судьбы которых эта авария либо сломала, либо категорически изменила.

Главные герои фильма — люди разных профессий, они живут рутинной, привычной жизнью. Столкнувшись с аварией, они оказались в положении, которое требовало от них удивительного и страшного самопожертвования, они оказались в обстоятельствах, когда человеческие характер проявлялись очень по разному: “Что заставляет обычных людей, которым в повседневной жизни не всегда хватает порядочности и смелости, идти на подвиг, жертвовать своим здоровьем и жизнью? Это очень интересный вопрос, на который мы искали ответ в нашем фильме. Вы увидите в этой картине очень конкретные характеры, но таких людей были тысячи”, — размышляет Александр Роднянский.

ОБ АВТОРЕ СЦЕНАРИЯ

С самого начала создатели проекта определили для себя главное — вывести в будущем фильме на первый план эмоциональную и психологические составляющие этой истории, создать мир, в котором убедительно существуют живые люди и полноценные, объемные характеры, чтобы зрители при просмотре смогли испытать настоящее эмоциональное переживание — сопереживать героям, их опыту, их чувствам, обстоятельствам, в которых они оказались. И именно поэтому предложили написать сценарий талантливому автору — Алексею Казакову, за плечами которого несколько очень успешных жанровых зрительских картин.

О РЕЖИССЕРЕ

Еще на этапе написания сценария создатели будущего фильма  начали искать режиссера, способного подключить аудиторию эмоционально, и при этом сделать это современным языком, визуально впечатляюще и зрелищно.

“Мы искали режиссера, который был бы способен сделать фильм, в котором обе стороны эти соразмерно и убедительно сосуществовали, — вспоминает продюсер Александр Роднянский. — И зрелищность, способная увлечь современную молодую аудиторию, и психологическая составляющая, в которой персонажи окажутся “своими”, узнаваемыми, которым можно будет сопереживать, в судьбе которых зрители смогут заинтересоваться, почувствовать эмпатию к этим персонажам”.

Так совпало, что примерно в это время вышел фильм “Тренер”, после премьеры которого у продюсера возникла идея позвать Данилу Козловского: “Я помню, что где-то на тридцатой минуте просмотра “Тренера” я почувствовал, что смотрю работу нового очень профессионального, очень эмоционального, очень искреннего и заинтересованного прежде всего в мейнстримовском кино режиссера. Так редко бывает, у нас очень часто режиссеры, способные делать убедительные психологические драмы, внутренне стесняются больших жанров. Они боятся большой аудитории, прямых эмоций и всего того, что потом, в случае неуспеха, может быть вменено им в вину — “уж слишком примитивно”, “уж слишком плоско”, “уж слишком как всегда”, “уж слишком конвенционально”, “нет чтобы замысловато, лукаво, хитро, умно”. Уже в фильме “Тренер” было понятно, что Данила этого не боится. Наверное, это связано прежде всего с важными особенностями его характера, которые и помогли его успеху как актера — он хочет волновать аудиторию. А в нашем фильме волнения, проживание, эмоции, чувства — это главное, без сомнения. С момента, как Данила прочитал сценарий, я сразу почувствовал, по его ответам, вопросам и комментариям, что его это заинтересовало, что он для себя внутреннее решение принял. И он присоединился к проекту так же, как он принимает участие во всем, что он делает — абсолютно, полностью, со стопроцентной энергией и ответственностью. Он присоединился к группе сценаристов. Он уже знал, чего ему хочется добиться, каким он хочет сделать фильм, каким он видит своего героя. Он хотел прежде всего полноценной, внятной, сильной истории отношений. И я рад, что в лице Данилы я нашел не только режиссера, но и полноценного партнера и продюсера фильма”.

“Я был в Ирландии на съемках и получил письмо от Александра Роднянского. Мне прислали некий текст, скорее наброски, но там была одна пронзительная сцена, которая на меня произвела сильное эмоциональное впечатление, после чего я абсолютно ясно увидел и понял, как именно я могу рассказать эту историю”, — вспоминает Данила Козловский.

РЕЖИССЕР ДАНИЛА КОЗЛОВСКИЙ О ФИЛЬМЕ

“Конечно, масштаб случившегося очень важен, но мы, в первую очередь стремились показать, что при этом происходит с людьми, с их чувствами: как меняет их эта история, какие вопросы и выборы ставит перед ними, и какие решения они принимают, как расстаются с любимыми и как вновь обретают любовь, но при этом осознают, что уже никогда не смогут быть вместе. Это кино о людях, вынужденных стать героями поневоле, вопреки всему. И не потому, что в них от природы заложены самоотречение и героизм, а потому что они просто не могут сделать другой выбор – не могут бросить все и не пойти туда, не начать тушить, спасать, вытаскивать”, — комментирует Данила Козловский. — Конечно, как и любой другой режиссер, я хочу, чтобы зритель пришел в кинотеатр и увидел наше кино на большом экране. И наш фильм создавался для большого экрана. Над ним трудилось больше 300 человек съемочной группы, различные цеха и команды, и совершенно невозможно сосчитать то число объектов, павильонов, декораций, костюмов, реквизита, которые мы задействовали. Но это кино интересно и важно посмотреть не только из-за того, как уникально мы сняли подводные сцены или, допустим, эпизоды пожара или эвакуации. Самое главное, что это кино о людях, о сложном и непростом чувстве любви, о самопожертвование, о том, как жизнь поневоле делает из обычных людей, героев, вопреки их желанию и характеру”.

СЪЕМКИ НА РЕЖИМНОМ ОБЪЕКТЕ

О событиях на Чернобыльской АЭС есть огромное количество воспоминаний и свидетельств – тысячи статей, книг, архивных кадров. Чтобы как-то упорядочить такой объем информации, авторы фильма создали специальный онлайн-ресурс, куда складывали документы, способные вдохновить команду проекта: фотографии, документальные и художественные фильмы, книги, воспоминания.

Создатели картины лично общались с ликвидаторами и очевидцами аварии, в том числе пожарными, врачами, инженерами. И каждая такая встреча, каждый изученный документ, по словам Данилы Козловского, были по-своему запоминающимися: “Есть душераздирающее интервью врача клинической больницы №6 в Москве, которая вспоминает, как к ним привезли первых пожарных, особенно сильно пострадавших во время тушения взорвавшегося энергоблока. Она рассказывала, что приехали веселые и смешные молодые ребята, которые все время шутили – но «мы-то понимали, что они скоро умрут”.

Создатели картины обращались за консультациями ко множеству самых разных специалистов, включая инженеров атомных станций, а также сами посещали действующие АЭС, чтобы своими глазами увидеть функционал различных подразделений станции, узнать, кто именно там работает и за что отвечает.

“Я помню, как мы приехали в Курск, переночевали, и я попросил водителя съездить на Курскую атомную станцию, расположенную в городе Курчатов. Когда мы подъезжали, начал моросить дождик – и вдруг я словно увидел в окно Чернобыльскую атомную станцию! Я получил тогда неизгладимое впечатление, можно сказать, прикоснулся к истории, так как две станции строились по одному и тому же проекту. У меня было ощущение, что я перенесся на машине времени и оказался в другой эпохе. Там я собственными глазами убедился, что лучшего объекта для съемок не найти. Мы встретились с Данилой, я показал ему фотографии и сказал, что снимать надо там. “Ты с ума сошел? Это действующая атомная станция! Это невозможно!” — ответил он”, — вспоминает художник-постановщик фильма Тимур Шагиахмедов.

И все-таки авторам картины удалось совершить невозможное: значительная часть съемок действительно прошла на территории Курской атомной электростанции.

“Я очень благодарен и “Росатому”, и Администрации президента за их поддержку. Мы прошли непростой и долгий путь от сомнений и настороженности до доверия и, в конечном итоге, до реализации такого сложного и амбициозного проекта”, – говорит Данила Козловский.

“Нам очень повезло, что у нас была возможность снимать на реальном объекте с его уникальной энергетикой. Если бы мы построили “выгородку”, задекорированную под стены АЭС, то это было бы совсем не то же самое. Тот масштаб и та свобода, которые дает реальный объект, не сравнятся ни с чем”, — восхищается оператор-постановщик Ксения Середа.

В ОГНЕ

Взрыв, разрушивший реактор на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС, спровоцировал гигантский пожар высочайшего уровня сложности, поэтому первыми, кто прибыл на место происшествия, были пожарные, которые не дали огню перекинуться на соседний блок. Сцена пожара и борьбы с ним – одна из самых масштабных и сложных в фильме “Чернобыль”. Ее снимали на территории действующей атомной станции с участием настоящих пожарных и с использованием реального пожарного оборудования. А сам пожар имитировали при помощи примерно 400 огненных установок.

“Мы сразу для себя определили, что не хотим снимать пожар ночью – хотя понятно, что в темноте огонь выглядит гораздо ярче и эффектнее. Нам было важно рассказать эту историю через героя, который опоздал: он приехал, когда все уже, в общем-то, произошло. И вот ты зажигаешь все эти источники, запускаешь дымы, транспорт пошел, люди, вода – и все начинает играть, как оркестр, как единый организм! Время, декорации, реквизит — все это оживает”, — делится впечатлением от работы над сценой Данила Козловский.

Чтобы еще глубже вовлечь зрителя в происходящее на экране и сделать изображение эффектнее и ярче, при создании сцены пожара активно использовалась съемка ручной камерой. “Было непросто, так как важно было показать не только масштаб происходящего, но и то, что чувствуют в этот момент находящиеся на пожаре люди – требовалось все время держать во внимании развитие линий персонажей, следить за их эмоциями. Но, конечно, это и очень интересно – я вообще очень люблю ручную камеру”, — рассказывает оператор-постановщик Ксения Середа.

ПОД ВОДОЙ

Пожар удалось локализовать, однако под все еще тлеющим реактором, который, продолжая плавиться, уничтожал бетонную плиту под собой, скопилось огромное количество воды. При соприкосновении с ней раскаленной массы ядерного реактора неминуемо произошел бы новый, еще более мощный взрыв, который поднял бы в воздух колоссальные объемы радиоактивного пара. Под угрозой заражения оказалась бы вся Европа и западная часть России. Из-за разрушений на станции откачать воду дистанционно было невозможно – нужно было задействовать водолазов. Температура воды под реактором к тому времени составляла +56°C и продолжала увеличиваться. Тем, кто отважился бы в нее погрузиться, неминуемо грозили страшные дозы облучения, не говоря уже о риске взрыва, который мог случиться в любую минуту, похоронив смельчаков под завалами.

Тем не менее, трое водолазов-добровольцев вызвались рискнуть своими жизнями, чтобы не допустить новой катастрофы.

Работа над подводными сценами, которые занимают около 15 минут действия фильма, началась с серьезной подготовки. Все участники съемок, включая и оператора-постановщика, прошли теоретический и практический курс подводного плавания, который длился несколько месяцев, и получили соответствующие сертификаты.

“Нам это очень помогло, потому что в какой-то момент мы стали импровизировать под водой, и, благодаря навыкам, полученным в школе ныряльщиков, смогли чувствовать себя в воде гораздо свободнее, а это, в свою очередь, помогло развить историю, сделать ее крупнее. И, что самое важное — в картине нет ни единого кадра, в котором были бы задействованы водолазы-дублеры”,  — говорит Данила Козловский.

Благодаря такой подготовке, создатели картины смогли полностью отказаться от дублеров. Во всех подводных эпизодах, которые зритель увидит на экране, снимались сами актеры – Данила Козловский, Филипп Авдеев, Николай Козак. Работа над этими сценами велась в Венгрии, где неожиданным препятствием для команды фильма стали погодные условия.

“Я думал, что эпизоды, которые мы снимали в Курчатове, будут самыми сложными, но оказалось, что в Венгрии работать еще тяжелее: на улице было +35, а в павильоне температура поднималась до +52 градусов – мы замеряли. Представьте, каково находиться в таких условиях в водолазных костюмах! Было очень тяжело, но и интересно”, — вспоминает Николай Козак.

Под взорвавшимся реактором не могло быть света, поэтому герои прокладывают себе путь в мутной воде, используя фонарики. По словам оператора-постановщика Ксении Середы, с освещением в этих сценах было связано немало сложностей.

“Редко в какой картине бывает так много подводных съемок. В нашем случае под водой разворачивался огромный фрагмент действия – и не просто в кристальном бассейне, а в затопленных декорациях, где герои плывут с фонарями, но при этом все должно быть видно. С одной стороны, мы понимали, что после взрыва вода вобрала пыль и грязь, и в ней должны плавать всякие обломки и мусор. Но в камеру сквозь мутную воду ничего не видно. К тому же как только ты начинаешь давать свет, то мутная вода начинает работать как дым: вода светится, но до объекта свет так и не доходит. А еще ведь нужно было учитывать ограниченные возможности актеров под водой! Словом, найти подходящее творческое решение оказалось очень непросто. До “Чернобыля” у меня не было опыта таких масштабных и сложных съемок. Было немного тревожно, но и интересно попробовать себя”, признается оператор-постановщик Ксения Середа.

“Во время работы над подводными сценами мы долго не могли снять эпизод, в котором персонажу Филиппа Авдеева становится плохо… потому что он играл слишком натурально! Он научился так мастерски выплевывать изо рта загубник и оседать по стенке, что дублей пять подряд были сорваны из-за того, что местные спасатели, дежурившие на съемках, бросались ему на помощь, пытались вставить загубник обратно и поднять на ноги. Они были уверены, что актер находится в состоянии шока, а Филипп отбивался от них и кричал: “Я играю! I’m acting, I’m ok!”, вспоминает Данила Козловский.

Однако наступил момент, когда помощь спасателей оказалась для Филиппа очень кстати.

“У нас были ботинки со свинцом, которые помогали нам опускаться на дно, на глубину примерно 5 м. Там тебя прибивает к полу, ты должен найти и взять под водой катушку, параллельно взять фонарь, увидеть куда идти и немедленно отправиться в нужную сторону. В тот момент мы еще были без кислородных баллонов, и должны были передвигаться, задерживая дыхание под водой. На пути стояли спасатели, которые давали нам кислород, но в какой-то момент я не успел взять воздух и начал опускаться вниз, понимая, что меня тащит на дно свинец. В маску стала затекать вода. У меня началась паническая атака. Но я вспомнил, как нас учили, что маску надо приподнять и выдохнуть, чтобы вода ушла из нее. Я попытался сделать это в резиновых перчатках, но в итоге только набрал еще больше воды и совершенно перестал что-либо видеть. В самый последний момент спасатель увидел мое лицо и засунул в рот клапан с кислородом”, – делится неприятным воспоминанием Филипп Авдеев.

ДУХ ВРЕМЕНИ

Как и в любой серьезной и масштабной исторической картине много усилий съемочной группы было направлено на то, чтобы в точности воссоздать атмосферу эпохи. Разработка проекта с художниками началась за полтора года до съемок, а непосредственная подготовка к съемкам и подбор костюмов и реквизита – за полгода. Художникам удалось собрать тысячи единиц подлинных исторических артефактов: часов, очков, ручек, сигарет, бутылок, пепельниц, чертежей, фотографий, печатных машинок, телевизоров, видеомагнитофонов и дозиметров разных размеров. Приметы эпохи можно увидеть в фильме везде – от кухни до штаба ликвидаторов.

“Художники проводили для меня кастинги реквизита: приходили ко мне в офис и выкладывали на полиэтилене, как на барахолке 90-х, различные предметы, и я мог, к примеру, выбрать подлинные очки того времени, которые мне нравились, зажигалку, ключи, часы. Так же было и с транспортом. Мы поехали в поле, куда они пригнали “скорые”, “пожарные”, “Икарусы”, “ЛиАЗы”, “Волги”, “Жигули” разных цветов с сказали: “Выбирай!”. Все это они каким-то образом доставали из музеев и частных коллекций. У нас есть сцена совещания в штабе ликвидаторов, которая происходит за столом. Она длится не более 7 минут, но в ней было задействовано порядка 1000 единиц реквизита на сцену! А когда мы приехали в павильон декорации «больница», то вся съемочная группа буквально открыла рты – настолько аутентичным все было и соответствовало историческому пространству. Каждая деталь была воссоздана очень точно. Это действительно была настоящая больница с плиткой, с мраморным полом, с дверьми того времени. Где они это все нашли, я совершенно не представляю”, — восхищается Данила Козловский.

Для разных частей фильма использовались разные цветовые решения. Так, в начале фильма на экране можно увидеть много ярких красок, что обусловлено спецификой места и времени. “В российских фильмах и сериалах принято показывать 80-е как такое серое, мрачное, грустное время. На самом деле это не совсем так. Помимо серых одежд, люди старались доставить яркие и интересные вещи — джинсы, рубашки, платья, кроссовки, кеды. Они пытались, в том числе и через одежду, проявить свою индивидуальность. К тому же по уровню жизни и по инфраструктуре Припять считался одним из лучших и самых развитых молодых городов в Советском Союзе, средний возраст жителей которого был 26 лет”, — объясняет Данила Козловский.

Над костюмами для фильма работала художник Варвара Авдюшко, в чьей фильмографии есть и масштабные голливудские исторические проекты (римейк фильма“Бен-Гур”, картина “Президент Линкольн: Охотник на вампиров”). Именно Варвара настояла на том, чтобы все костюмы в кадре были аутентичными – включая различные комплекты формы ликвидаторов, маски и даже нательное белье. Все это было приобретено на барахолках и в винтажных магазинах. В оригинальных костюмах 80-х снимались даже актеры массовых сцен, число которых в некоторых эпизодах доходило до 500 человек. И яркая рубашка, которую в кадре носит герой Данилы Козловского, – ровесница актера.

“Рубашка 1985-го года рождения, джинсы 1984-го года, кроссовки 1981-го. Варя где-то отыскала ее и принесла мне со словами: “Вот, меряй! Господи, хоть бы эта рубашка тебе подошла!” И она очень радовалась, когда так и случилось. На мой взгляд, рубашка была очень пестрой, но Варя мне просто сказала, что я ничего не понимаю, и сразу предупредила, что если я хоть что-то сделаю с этой рубашкой, то она меня убьет, так как другой такой нет. А мне в ней предстояло ехать на пожар… “Ты должен понимать, что эта рубашка – твой родственник: это твой брат, твоя сестра. Поэтому ты должен беречь эту рубашку”, – с улыбкой вспоминает Данила Козловский.

Не менее обстоятельно подошли авторы фильма и к работе над гримом. В случае с “Чернобылем” этот аспект имел особенное значение, так как было важно точно и грамотно изобразить различные стадии лучевой болезни.

“Художник по пластическому гриму Леша Ивченко вместе с художником по гриму Катей Шехворостовой создали целые толстенные тома рисунков и эскизов, чтобы изучать все проявления лучевых ожогов – их около 100 видов. У нас на площадке была целая папка, в которой можно было наблюдать поражение тканей от первого дня радиационного облучения и вплоть до летального исхода. Мы нумеровали эти этапы, и у каждого персонажа была своя нумерация, которую мы указывали в том числе и в сценарии”, – рассказывает Данила Козловский.

СИМФОНИЯ КАТАСТРОФЫ

Чтобы сконцентрировать внимание зрителя на истории “маленького человека”, оказавшегося в самом пекле масштабной катастрофы, композитор Олег Карпачев при работе над музыкой выделял один солирующий инструмент на фоне гремящего оркестра. Более того, в манере исполнения музыкантов было нечто необычное, призванное еще ярче подчеркнуть нерв картины.

“Во время сцены пожара мне было важно, чтобы музыка не звучала «рафинированно», чтобы условная скрипка не звучала так, как будто на ней играет мастер. Чтобы добиться такого эффекта, я использовал разные приемы: быстрые пассажи, недостаток чистоты, исполнение, при котором скрипка “плавает” в тоне и специально где-то не попадает в ноты, создавая ощущение дополнительного напряжения. Ведь в этот момент у героя нет ни секунды передышки, он сам – как натянутая струна. Я просил музыкантов исполнять оркестровые партии с очень странными артикуляциями, представлять, что у них болезнь Паркинсона, чтобы дрожала рука. Когда все это набирается в сумме, то получается удивительная структура разрушающегося аккорда, который сам по себе достаточно красив, но за счет того, что тембры ограничены до крайности, до безумия, то создается ощущение, что мы находимся на пределе эмоционального накала. А еще среди авангардных музыкантов существует забавная техника, когда они меняют руки местами, и в результате структура исполнения получается рваной. Когда так играет целый оркестр, рождается удивительно красивая и интересная фактура”, – описывает свою работу композитор Олег Карпачев.

Для создания музыки к подводным сценам Олег Карпачев также использовал необычный подход. Чтобы добиться нужного “звучания” воды и затопленной атомной станции, он собственными руками создал не имеющие аналогов необычные музыкальные инструменты, которые издавали странные звуки в духе экспериментального музыкального направления “индастриал”.

ФАКТЫ О ФИЛЬМЕ

  • Авария на Чернобыльской атомной электростанции произошла 26 апреля 1986 года. Взрыв, прогремевший на 4-м энергоблоке, полностью разрушил ядерный реактор, после чего из расположенной вокруг станции 30-километровой «зоны отчуждения» было срочно эвакуировано более 100 тысяч человек. Эта территория до сих пор считается непригодной для проживания. Причиной взрыва стало сочетание нескольких факторов, связанных с обеспечением безопасности работы станции.
  • В ликвидации аварии приняло участие свыше 600 тысяч человек. Точное количество непосредственных жертв подсчитать невозможно: оно варьируется от 50 до 4000. Авария на Чернобыльской АЭС до сих пор считается крупнейшей в истории атомной энергетики. После нее строительство новых АЭС во всем мире было надолго прекращено.
  • Продюсер фильма «Чернобыль» Александр Роднянский видел последствия взрыва и эвакуацию своими глазами, так как работал в Припяти и снимал происходящее на документальную камеру.
  • Николай Козак, исполнитель одной из главных ролей, в 1986 году проходил службу в армии и вызывался ехать в Киев, но отправлен туда не был. Тех сослуживцев, кого все-таки направили на место событий, Николай больше никогда не видел.
  • Съемки фильма проходили летом 2019 года на закрытых объектах АЭС в Курчатове (Курская область), в студийных павильонах в Москве, на территории знаменитой венгерской киностудии Origo Studios в Будапеште, а также в Хорватии.
  • В создании “Чернобыля” участвовало свыше 300 членов съемочной группы, не считая многочисленных консультантов.
  • В некоторых эпизодах было задействовано до 500 актеров массовых сцен.
  • При работе над сценой пожара на станции, снимавшейся на действующей АЭС, использовали около 400 газовых горелок.
  • Чтобы участвовать в подводных съемках без дублеров, актеры прошли курсы дайвинга и получили соответствующие сертификаты. Оператор-постановщик Ксения Середа и ее команда также прошли подготовку и лично совершали погружения.
  • Во время летних съемок в Венгрии температура воздуха в павильоне, дополнительно нагретого осветительными приборами, достигала +52°C.
  • Все герои в кадре носят только аутентичную одежду 1980-х годов. Яркая рубашка героя Данилы Козловского – ровесница актера.
  • Художник по пластическому гриму Алексей Ивченко создал для работы над “Чернобылем” альбом, в котором отразил все стадии поражения героев лучевой болезнью. Всего существует порядка 100 видов лучевых ожогов.
scroll to top