Легендарное кино в цвете на Первом канале

Легендарное кино в цвете на Первом канале

9 мая зрители Первого канала уже традиционно увидят легендарные картины «В бой идут одни старики», «Офицеры» в цвете. 

Фильм Леонида Быкова

«В бой идут одни старики»

На Первом канале 9 мая в 22.10

В бой идут одни старики

СССР, 1973, цв.

Режиссер: Леонид Быков

Сценарий: Леонид Быков, Евгений Оноприенко, Александр Сацкий

В ролях: Леонид Быков, Сергей Подгорный, Сергей Иванов, Рустам Сагдуллаев

Оператор: Владимир Войтенко

Композитор: Виктор Шевченко

Производство К/ст им. А. Довженко

Мелодрама

Самому старшему в «поющей» эскадрилье – двадцать. Они веселы и очень любят музыку. Все уже имеют достаточный опыт полетов и поэтому называют себя «стариками». Каждый день музыканты, они же – военные летчики, отправляются на боевое задание. Но возвратиться суждено не всем…

«В бой идут одни старики» – первый в отечественной истории «колоризованный фильм». Изначально картина была снята на черно-белой пленке.  Фильм обрел вторую жизнь благодаря новейшим компьютерным технологиям.

 «Будем жить!»           

Есть фильмы, без которых праздники теряют свою торжественность. 9 мая искренний и берущий за душу фильм «В бой идут одни старики» всегда создает определенное настроение.  Вторая поющая эскадрилья – молодые, красивые: Смуглянка, Кузнечик, Ромео… это образы образах ребят, которые отдали жизнь за нас с вами, которые запали нам в душу, и часть их доблести поселилась в наших сердцах… Подвиги они совершают с песней, с улыбкой и порой совершенно случайно, как говорят, «со страху подбил…».  Каждый год мы смеемся над шутками героев, задорно распеваем «бессмертную» «Смуглянку»,  и плачем когда кто-то из них не возвращается из боя. Фильм  «В бой идут одни старики» был и до сих пор остается одним из любимейших  кинопроизведений о Великой Отечественной войне, как для ветеранов, так и для их детей, внуков и даже правнуков.

Фильм основан на реальных событиях. В основу сценария (Л.Быков,Е.Оноприенко, А.Салуцкий) легли воспоминания прославленных летчиков Советского Союза, подлинные события времен Великой Отечественной. Леонид Быков пробивал съемки фильма на студии имени Довженко несколько лет – киноначальники считали сценарий «не героическим».  Изначально режиссер Леонид Быков хотел снимать фильм цветным.  «Изучая  историю фильма, я наткнулся на то, что эту картину Быков хотел снять картину в цвете. Хотел и просил дать ему цветную пленку.

Цветная пленка, которая лежала на студии Довженко давалась только на  соцреалистические фильмы,  Быкову говорили – если будешь снимать под заказ фильм о трактористах – дадим пленку. Это был 1973 год. Застой. О том, как надо хорошо жить – надо было  снимать. А как это можно было снимать  фильм о войне с песнями? Худсовет не пропустил. И пленку Быкову дали только черно- белую,- говорит Игорь Лопатенок,- Я считаю, что нашей работой мы исполнили желание режиссера

По словам художников-колористов, очень важно было «не свалиться в Голливуд», задача  была поставлена так, чтобы работа была сделана очень деликатно,  и в итоге фильм в цвете выглядел, как будто он снят на цветную советскую пленку 70-х годов.

В фильме Леонид Быков использовал военную хронику 40-х годов, она была вся тщательно отреставрирована, очищена от царапин и также стала цветной. Кроме того,  знаменитая песня про «Смуглянку» и весь звук стал Dolby 5.1.

Помогала в работе над колоризацией фильма группа консультантов,  куда входили военные летчики, специалисты по военно-историческим костюмам, специалисты по наградам,  операторы, а также актеры, снимавшиеся в фильме.  

Зеленый цвет и погоны

На 60% кадрах фильма присутствует советская военная символика. Сложность была в том, что в картине очень много зеленого – зелень деревьев, поля, военная форма. В некоторых кадрах до 27 оттенков зеленого.

«Мы не могли творчество Леонида Быкова трогать руками. Трогать цвет, который на пленке отсутствует. Надо было понимать саму картину,  самого  создателя и сам процесс съемки. Колористы за мониторами  раскрашивают, они не снимают кино, они работают с цветом»,- говорит режиссер колоризации Игорь Лопатенок.  Например, мы  предварительно  установили цвет погон, он был на просвет  голубой. Такие погоны во время войны были на повседневной военной форме.  Но потом было замечено, что создатели фильма брали повседневную форму и вешали на них полевые погоны, а цвет у них другой.  В результате, чтобы соответствовать именно «правде» создателей,  колористы переделали  60% уже готовой работы».

Все цвета родные

 В картине «В бой идут одни старики» очень много именно «кино», что приходилось учитывать компьютерным художникам. В результате,  они очень много узнали об истории фильма.  Например, пять разных  истребителей изображают Як18, немецкий миссершмитт  в фильме  изображает чешский спортивный самолет “Чизетта». Ордена Славы 1941 и 1943 годов имеют разные оттенки серого. Такие,  казалось бы, мелочи, не видные взгляду обычного зрителя, были очень важны во время работы над колоризацией фильма.

Окантовка звездочек на самолетах, которые рисовали летчики за сбитые самолеты по логике должна была быть красного цвета. Но компьютерная программа, которая определяет цвета, не дает поставить цвет, который реально не был снят. И окантовка в результате оказалась желтой, такой, какой ее снимал режиссер Леонид Быков.

«У нас была  задача удержаться и не уйти в Голливуд, ни в ком случае, так как  это наше кино. И мы выдержали эту задачу, все цвета  в фильме родные. Проверены цвета волос и цвета глаз  всех актеров »  режиссер Игорь Лопатенок.

ФАКТЫ О ФИЛЬМЕ « В БОЙ ИДУТ ОДНИ СТАРИКИ»

  • Долгое время шли споры, сколько лет «Смуглянке». Одна версия, что в 1946 году, другая – в 1940. Недавно нашли архивы, которые подтверждают, что она была написана для Бессарабских партизан в 1940 году.
  • Быков искал молодых артистов 18-20 лет, – рассказывает Александр Немченко. Он пришел к на актерский факультет  сказал: «Мне нужны люди, которые умеют петь, играть на музыкальных инструментах и те, у кого вместе с аппендицитом не ампутировали чувство юмора».
  • В роли «догорающего мессера», сбитого «Кузнечиком» был использован планер КАИ-12 «Приморец».
  • История Героя Советского Союза Надежды Поповой и Героя Советского Союза Семёна Харламова легла в основу любовной линии фильма.
  • Еще в 1967 году Леониду Быкову предложили поставить картину о лётчиках по сценарию Владимира Кунина «Хроника пикирующего бомбардировщика». Однако, он непременно хотел включить в нее песню Смуглянка, что было категорически отвергнуто Куниным. Свой замысел о лётчиках, поющих «Смуглянку», Быков воплотил в ленте «В бой идут одни „старики“».
  • Руководство Госкино запретило фильм, ссылаясь на то, что он на самом деле не о Войне. Однако когда сценарий показали командующему ВВС СССР Александру Покрышкину, он прямо на весь лист поставил резолюцию: «Вот это и есть война!».

ЦИТАТЫ ИЗ ФИЛЬМА «В БОЙ ИДУТ ОДНИ СТАРИКИ»

  • Арфы нет — возьмите бубен!
  • И в тот же миг
    влюбленное созданье,
    включив форсаж,
    умчалось на свиданье.
  • Тебя я понял, замолкаю, не то по шее получу, и подвиг свой не совершу
  • Летать не умеют, стрелять — тоже пока не умеют. Но орлы!
  • — Ну, а ты что скажешь о драке, Ромео?
    — Бой видел, всё видел. Кресты, кресты, кресты, кресты, кресты…
    — Ну а сам-то стрелял?
    — А как же! Всё до последнего патрона. Да вот только всё мимо.
  • Все, кто отличает ноту «До» от ноты «Фа» — за мной!
  • Я мог бы, конечно, и больше, но вы, товарищ командир, своим нижним бельем распугали всех немцев.

НАГРАДЫ ФИЛЬМА:

  • Государственная премия Украинской ССР имени Т.Шевченко (1977, удостоен Л.Быков за фильмы “В бой идут одни “старики” и “Аты-баты, шли солдаты”);
  • Серебряная медаль им. А. Довженко «За произведения на героико-патриотическую тему» (1974, режиссер и актер Л.Быков);
  • Первая премия за лучшую мужскую роль (Л.Быков) ВКФ-74 в Баку;
  • Специальный приз жюри МКФ в Карловых Варах-74. «Хрустальная ваза» — специальный приз и Премия Центрального Комитета Союза чехословацко-советской дружбы на XIX МКФ в Карловых Варах (ЧССР, 1974)
  • Главная премия МКФ “Фильмы за свободу” в Сопотце-74 (Югославия).
  • Статуэтка «Свобода» — Главная премия III МКФ фильмов о свободе и революции в Сопоте (Польша, 1974)

ЛЕОНИД ФЕДОРОВИЧ БЫКОВ

Леонид Федорович Быков родился 12 декабря 1928 года в селе Знаменское Славянского района Донецкой области. С детства он мечтал об авиации и дважды поступал в летные училища. Первый раз – в Барнауле (в 1943 г., в эвакуации), но там его “разоблачили” из-за приписанного себе возраста и маленького роста (на тот момент 136 см). Второй раз – в Ленинграде (в 1945 г.), во 2-ю спецшколу для летчиков. Там он даже проучился месяц, но война уже заканчивалось и училище расформировали… Тогда Леонид Быков и решил стать артистом, правда, конкурс в Киевскую школу актера он не прошел. Однако экзамены в Харьковский театральный институт сумел сдать. После окончания театрального института Леонид Быков в 1951-60 годах работал в Харьковском театре им. Шевченко. В кино свою первую роль он сыграл в 1952 году в фильме “Судьба Марины”. Благодаря успеху картины у зрителей молодого актера заметили, и в 1954 году режиссеры Александр Ивановский и Надежда Кошеверова пригласили Леонида Быкова на большую роль Пети Мокина в фильме “Укротительница тигров”. Следующей – и сразу полюбившейся зрителям – стала заглавная роль в картине “Максим Перепелица”.

В числе лучших ролей Леонида Быкова в кино можно назвать Богатырева (“Дорогой мой человек”, 1958), Акишина (“Добровольцы”, 1958), Алешки (“Алешкина любовь”, 1961), Гаркуши (“На семи ветрах”, 1962). После выхода на экраны “Алешкиной любви” Леонид Быков уехал в Ленинград, где на “Ленфильме” ему дали возможность попробовать себя в кинорежиссуре – и после короткометражки его режиссерским полнометражным дебютом стала лирическая комедия “Зайчик” (1965), где Леонид Быков исполнил и главную роль.

Начался не самый лучший этап в его жизни и творчестве – ставить фильмы не давали, снимался актер мало, стараясь не участвовать в явных киноподелках. Вскоре он переехал обратно на Украину, где работы талантливому актеру тоже не находилось.

Созданный в конце 60-х годов вместе с Евгением Оноприенко и Александром Сацким сценарий фильма о летчиках Леонид Быков пробивал на студии имени Довженко несколько лет – киноначальники считали сценарий “не героическим. В 1972 году, Быков начал снимать фильм, ставший одним из лучших фильмов о Великой Отечественной войне в советском кино – “В бой идут одни “старики”. В этой картине Леонид Быков сыграл также главную роль – комэска Титаренко. В 1977 году режиссер поставил еще один фильм о войне – “Аты-баты, шли солдаты…”, в котором он также сыграл одну из ролей – ефрейтора Святкина.

После двух прекрасных картин о войне Леонид Быков решил снять фильм “Пришелец”, и съемки этой фантастической картины начались в 1978 году. Но… 11 апреля 1979 года под Киевом Леонид Быков погиб в автомобильной катастрофе.

ЛЕГЕНДАРНОЕ КИНО В ЦВЕТЕ
 «ОФИЦЕРЫ»

На Первом канале 9 мая в 13.25

Офицеры

СССР, 1971, 96 мин., цветной

Режиссер: Владимир Роговой

Сценарий: Борис Васильев, Кирилл Рапопорт

В ролях: Георгий Юматов, Василий Лановой, Алина Покровская, Андрей Анисимов, Наталья Рычагова, Владимир Дружников

Оператор: Михаил Кириллов

Композитор: Рафаил Хозак

Производство К/ст им. М.Горького

Мелодрама

Один из наиболее популярных и любимых советских фильмов. О советских офицерах, о дружбе и любви. Судьбы двух друзей – Алексея Трофимова и Ивана Вараввы – прослеживаются на протяжении многих лет. В 20-е они вместе служили на пограничной заставе, бились с басмачами. Там они, будучи еще совсем молодыми, на всю жизнь запомнили наказ своего командира: «Есть такая профессия – родину защищать». Потом Испания, Великая Отечественная война и мирные дни. Старые друзья снова встречаются, уже став генералами.

Загадки фильма «Офицеры»

При проведении процесса потребовалась большая подготовительная работа. Особое внимание уделялось работе с медалями и орденами, были найдены все образцы военной формы.

«Мы старались быть исторически правдивыми и ничего не испортить. При колоризации приходится очень внимательно разбирать детали. В архивах мы нашли все образцы формы иностранных армий. Мы очень внимательно работали с медалями и орденами, ведь это большая ответственность,  Была восстановлена цветовая палитра всех мест, в которых проходили съемки – Москвы, Ашхабада, Севастополя. Испанию снимали в павильоне, и это было видно в цвете, но мы сделали все что смогли,  говорит Лопатенок.

Но были и курьезные моменты. Все помнят крылатую фразу: «Красноармеец Трофимов за выдающиеся успехи в боевой и политической подготовке, а также за понимание текущего момента награждается красными революционными шароварами»! Поскольку технология колоризация доподлинно воссоздает цвет, то художники с удивлением обнаружили, что знаменитые революционные штаны оказались какого-то неестественного голубого цвета. Пришлось исправлять цвет на красный.

Кроме классической цифровой реставрации, понадобилась еще дорогостоящая звуковая обработка. Дело в том, что в фильме «Офицеры» были «замиксованы» диалоги и окружающие шумы. Таких шумов после цифровой реставрации практически не остается. Пришлось заново воссоздавать звуковую окружающую атмосферу.

scroll to top