Премьера к юбилею Аллы Демидовой «Кто тебя победил никто»

24 сентября в кинотеатре «Пионер» состоялась  премьера документального фильма лауреата премий «Ника» и «Золотой орел» Любови Аркус. Кинокартина «Кто тебя победил никто» выходит к юбилею Аллы Демидовой, который она будет отмечать 29 сентября. Это творческое высказывание о судьбе и сегодняшнем дне неординарной актрисы, ставшей символом интеллигентности и абсолютной творческой независимости.

Фильм на премьере представили сама Алла Демидова, режиссер картины Любовь Аркус и продюсер проекта Константин Эрнст. Гостями премьеры стали: Татьяна Арно, Антон Желнов, Дмитрий Быков, Сергей Николаевич, Дина Годер, Олег Нестеров, Екатерина  Мцитуридзе, Маквала Касрашвили и др.

Режиссер фильма Любовь Аркус:

«Я безмерно благодарна своей героине, Алле Демидовой, с которой я прошла весь путь как бы конфликта, непринятия, принятия и любви».

Алла Демидова:

«Я благодарю Константина Эрнста и Любу Аркус. Но, вы знаете, в этом фильме вместо меня могла бы быть любая другая актриса. Наше время, то, которое началось в 60-е, дало очень много хороших людей, хороших имен, личностей. Мне повезло, что я прошла лучших театральных режиссеров, и, пожалуй, лучших кинорежиссеров того времени. При это фильм – не только про успех, и я к этому отношусь с пониманием. На мой взгляд, критик – сверху, а актер – снизу. Критик смотрит на результат и ставит оценки, а актер чаще как ребенок, не знающий куда идти. Актер больше про поиск в темноте и интуицию. Зритель из картины узнает о пути актрисы и человека через время, в котором можно было легко заблудиться. Для меня он, помимо всего прочего, про смелость».

Впечатления зрителей, посетивших премьеру фильма:

*из публикаций в социальных сетях

Александр Колбовский, кинокритик:

«Поразительный фильм. Наверно, можно сказать – великий. И хотя, представляя его вчера на премьере, Алла Сергеевна Демидова, объясняя, почему ничего не будет говорить, сказала, что смотреть двухчасовое кино об актере тяжело, но именно на этом кино понимаешь: два часа в сравнении с целой жизнью – мучительно мало».

Олег Зинцов, кинокритик, театровед:

«Фильм Любови Аркус «Кто тебя победил никто» как будто раздваивается. С одной стороны, это традиционное кино о великой актрисе, пусть и снятое через сопротивление героини – отчасти, надо думать, срежиссированное, но лишь затем, чтобы подчеркнуть характер. Здесь много хроники, знакомой и редкой, иногда уникальной, а сверху наложен закадровый текст от автора, тоже вполне традиционно искусствоведческий, журналистский, ведущий героиню и зрителя по этапам большого пути, становления образа и личности: 50-е, 60-е, 70-е, 80-е, начало 90-х, стоп – не то сегодня, не то времени уже больше нет. С другой стороны, это кино, конечно, о времени (которое кончилось, как в песне Высоцкого), что сразу недвусмысленно заявлено. Демидова сопротивляется и тут – не олицетворяет эпоху, живет параллельно, хотя играет у тех, с теми, кто эпоху определял: Любимов, Тарковский, Высоцкий, Эфрос, Виктюк. Ее отдельность и в конечном счете царственное одиночество – центральная тема, в которой и сходятся обе сюжетные линии, частная и общая».

Юрий Сапрыкин, журналист:

«В этом фильме множество редчайших архивных кадров и точных наблюдений (одна Таганка — целый фильм внутри фильма), и в нём не прекращается эта пикировка, спор автора с героиней. Это не полная благоговения биография «к дате», это фильм, снятый с дистанцией по отношению к героине, но и со страстью и пониманием, которое преодолевает эту дистанцию и открывает за ней внезапное непостижимое родство. Это ни в коем случае не фильм для «фанатов Демидовой», про неё перед просмотром можно ничего не знать; это выдающееся кино само по себе, даже не в разряде документального, а вообще».

Арина Бородина, телеобозреватель:

«Люба Аркус сняла фильм ошеломительной силы. Эти слова – “ошеломительной силы” – говорит сама Люба в своём фильме, посвящённом Алле Демидовой. Говорит так о ней. Ровно это же я могу адресовать Любе и всем причастным к созданию фильма “Кто тебя победил никто”. Этот фильм войдёт в Золотой фонд, это то, что остаётся навсегда. Это золотой фонд ЛюбовАркус, и золотой фонд оператора Алишера Хамидходжаева (браво!), золотой фонд для Константина Эрнста, как продюсера, золотой фонд для “Первого канала”, который его покажет совсем скоро, золотой фонд для документального кино в целом, хотя, мне кажется, это больше, чем документальное кино, это золотой фонд для памяти. И второе – дай бог бы каждой Актрисе такой фильм, как сняла Люба, фильм, какой есть теперь у Аллы Демидовой. Как подарок к юбилею, как подарок её таланту, жизни и нам зрителям – подарок».

Дина Годер, киновед:

«На самом деле не столько про Демидову, сколько про время, с которым она пытается Демидову, всегда отдельную, сопоставить, а оно, начиная с 90-х вообще не хочет сопоставляться. И самое невероятное, что есть в этом фильме – это огромное количество поразительной хроники, в частности театральной, отлично смонтированной и очень внятно и определенно Любиным голосом откомментированной. И, боже мой, когда видишь все эти лица, думаешь, скольких с нами уже нет. Какие там Гаевский, Туровская, Муратова, просто сердце рвут. Почему-то на сюжете об Эфросе, особенно на похоронах, начала обливаться слезами окончательно».

Наталья Нусинова, киновед:

«Выступая перед зрителями на премьере во втором зале кинотеатра «Пионер», Алла Демидова сказала: «Это фильм не обо мне. На самом деле на моем месте могла бы быть любая другая актриса». Это так и не так.

Фильм Любы Аркус – об Алле Демидовой. И только о ней. Он еще– о кино, о театре, о стране и о времени, с которыми связана судьба этой актрисы и этого человека. Предметный и точный разговор о том, и другом возможен, потому что автор то и дело подносит и отодвигает от себя лупу, меняющую крупность плана».

Александр Баунов, журналист:

«Фильм о Демидовой — не попытка создавать документалистику XXI века с помощью новых приемов — нанятые актеры не разыгрывают сцен из воспоминаний героини, нет ни 3D -графики, ни оживающих картин. Монтаж сегодняшних реплик, документальных кадров и закадрового голоса сами по себе вызывающе традиционны. Отчего и выясняется, что главное — как смонтировано, каких кадров, какой текст. Если хорошо, то этого вполне достаточно, чтобы два часа смотреть не отвлекаясь».

«Кто тебя победил никто»

 Кадры из фильма: https://disk.yandex.ru/d/hJBVgOpbV0LnfA

Документальный фильм, биография, исторический фильм

Режиссер и автор сценария: Любовь Аркус

Продюсер: Константин Эрнст

Операторы: Алишер Хамидходжаев, Александр Демьяненко, Ирина Штрих

Композиторы: Ян Мазин, Валентина Левченко

Режиссер монтажа: Дмитрий Новосельцев

Производство: АО «Первый канал», журнал «Сеанс», 2021 г

Россия, 132 мин., цв.

Фильм “Кто тебя победил никто” задуман и воплощен как подношение к юбилею великой актрисы. Без малого шестьдесят лет она служит театру, кинематографу и поэзии – этот грандиозный творческий путь и составляет сюжет фильма. Важной его частью является смена времен и даже эпох – война (детство), оттепель (юность), шестидесятые (молодость), застой, перестройка, девяностые и нулевые годы – вот тот фон, которому в фильме уделено значительное место, и потому в нем так много хроники. В финале фильма ее последняя на сегодняшний день главная роль – “Старик и море” Анатолия Васильева. Слова “А кто тебя победил? Никто. Я просто слишком далеко ушел в море” – философское осмысление этой долгой-предолгой дороги человека к воплощению своего предназначения…

Фильм создавался в течение шести лет. На протяжении этого времени Любовь Аркус встречалась с Аллой Демидовой в разных обстоятельствах, собирала редкую хронику советского времени, соответствующую разным настроениям и темам фильма, а также общалась с людьми, знавшими актрису со времен успеха театра на Таганке. Эксклюзив картины – последние прижизненные интервью с критиком Вадимом Гаевским, искусствоведом Майей Туровской и режиссером Кирой Муратовой. Кроме этого, в фильме приняли участие Анатолий Васильев, Теодор Курентзис и Кирилл Серебренников.

Сам фильм – посвящение кинодраматургу Владимиру Валуцкому, супругу Аллы Демидовой, ушедшему в 2015 году. Он известен как сценарист к таким классическим лентам как «Начальник Чукотки», «Семь невест ефрейтора Збруева», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Мэри Поппинс, до свидания», «Зимняя вишня» и др.

Любовь Аркус, режиссер:

«Они поженились в год моего рождения и прожили вместе без малого 55 лет. Она провела всю жизнь под его незримой внешнему миру защитой, и вообразить было невозможно, как она сможет жить без него.

Володя был моим самым близким другом. Добрее, умнее, благороднее его я никого не знала. Мы обе неожиданно для себя оказались в пространстве этого фильма, потому что годы его тяжёлой болезни, его уход – пережили вместе. И сразу после долго не понимали, что делать с этой пустотой и с этой болью. Мы могли делить эту пустоту и боль только друг с другом».

Здесь и сейчас

Фильм начинается с погружения в репетиционный процесс Аллы Демидовой. Показана ее дотошность к деталям, стремление к перфекционизму во всем. И акцент на ее образ – человека застегнутого на все пуговицы, абсолютно закрытого от внешнего мира, который ассоциируется с одиночеством. Поправки в такую интерпретацию вносит сама актриса: «С детства я вообще молчалива. Самое мое комфортное состояние – это молчать. Сейчас я просто старая уставшая женщина». Она подчеркивает ошибочность восприятия ее отношения к жизни, говоря, что уединение – это не одиночество. И публичность ее профессии – лишнее тому доказательство.

Таганка

Театр на Таганке – первая ассоциация с Демидовой. Она оказалась там в 1963 году после дипломного спектакля в Щукинском училище, который по приглашению поставил режиссер Юрий Любимов. Это был «Добрый человек из Сезуана», с которого и началась эпоха любимовской Таганки, ставшая в театральном мире легендой.

«Я напрочь не нужна была Любимову, потому что в то время ему нужны были Коля Губенко, Зина Славина – крикуны. А я не умею кричать таким открытым бабьим голосом, и терпеть не могу. Давал роли, но он терпеть не мог меня и вообще женщин-актрис», – вспоминает сегодня то время Алла Демидова.

В ранних спектаклях Демидову действительно можно и не узнать, хотя она там есть: марширует, танцует канкан, поёт в хоре. Главные роли пришли к ней не сразу. Но и в те годы она уже жила с ощущением, что может больше и другое. И терпения ей было не занимать. 

Она дождалась своего часа – ее Гертруда в «Гамлете», Раневская в «Вишневом саде» и Марина Мнишек в «Годунове» вошли в золотой фонд российского театра как эталонные исполнения этих образов.

Любовь Аркус, режиссер:

«Почему ее лучшим партнером в театре стал Высоцкий? Актёр не просто другой школы, но и просто другой природы. Два индивидуалиста, они оказались друг для друга удивительно надёжными союзниками на сцене».

Не известно сложилась ли бы так успешно ее театральная судьба, если бы не кино. В 30 лет Алла Демидова становится кинозвездой.

Кинокарьера

Алла Демидова сыграла более 50 ролей в кино, но всегда была очень избирательна по отношению к сценариям. Актриса сама однажды выразила свой выбор героев, его она придерживалась всегда: «Меня интересуют роль – тема, роль – сильный характер, роль – сильная личность. Никогда в жизни – ни в театре, ни в кино – не играла себя. Меня, настоящую, слава Богу, никто не знает».

Любовь Аркус, режиссер:

«Конец 60-х – начало 70-х – за пять лет 14 ролей. Ее время пришло тогда, когда в воздухе эпохи появились ноты разочарования и отчуждения. Когда родился спрос на человека, если ещё не окончательного лишнего, то безусловно отдельного. Кого она играет? Поэтессы, фанатички, иностранки… Режиссерам была нужна именно эта ее особенность – человек без пола и без возраста, человек бестелесный, человек, не имеющий как будто социальной и национальной принадлежности. В этом отказе от свойств была тайная притягательная сила, скрытый соблазн, соблазн сопротивления…»

Демидова снималась у лучших режиссеров того времени: Андрея Тарковского, Ильи Авербаха, Ларисы Шепитько, Михаила Швейцера. Актрису сравнивали с голливудской звездой Гретой Гарбо. В том периоде большинству зрителей она запомнилась по ролям в таких фильмах как «Служили два товарища», «Щит и меч», «Ты и я», «Вся королевская рать», «Зеркало».

А дальнейшую свою кинокарьеру сама Демидова характеризует жестко: «С кино у меня неудачная судьба сложилась. Я не скажу вам ни одной роли, которая как бы достойна моих способностей, того, что я могла бы сделать».

Всегда сама по себе

В фильме будет отсыл и к детству актрисы. Она родилась 29 сентября 1936 года в Москве. Отец происходил из рода известных золотопромышленников, он погиб на фронте в 1944 году. Саму войну Демидова провела во Владимире с бабушкой. Ее мама была младшим научным сотрудником экономического факультета МГУ. Время наложило свой отпечаток и на воспоминания.

«Терпеть не могу вспоминать своё детство. И никогда сознательно туда не лезу. Ничего радостного я не могу вспомнить. Ничего. Детство мое было трудное, по-моему, никому не нужное и так далее, и так далее. Никогда у меня не отмечали день рождения и, по-моему, никогда не было Нового года. Я была больным слабеньким ребёнком и меня освобождали всегда от физкультуры в школе. Но ощущение первенства, лидерства оно у меня сидело от рождения», – жестко характеризует тот период Демидова.

Это ощущение самостоятельности давало ей решимость отказываться от ролей в театре и кино, позволило ей уйти из театра на Таганке и пуститься в независимое творческое плавание. ««Я люблю другой театр, грубо говоря, авангарда. Я иду туда, куда никто никогда не ходил и этим я отличаюсь в театре». Категоричная творческая позиция приносит ей успех и сегодня. Три года назад Алла Демидова получила театральную премию «Золотая маска» за роль в постановке «Ахматова. Поэма без героя» в «Гоголь-центре».

В фильме о ее независимости и отчужденности емко выразилась Кира Муратова: «Она очень язвительная и ранимая одновременно. Есть в ней трепетность, она все время трепещет, как рыбка плавниками, переливается чешуей, потому и играет, как танцует. Ее мания величия – это форма защиты».

Личное подведение итогов

В картине среди архивных записей есть редкое интервью Демидовой во время съемок фильма Тарковского «Зеркало». «Как-то раз один корреспондент задал один и тот же вопрос Иннокентию Михайловичу Смоктуновскому и мне: «Что вы считаете самым главным в человеке?». Я тогда не задумываясь ответила: «Талант». Мне казалось, что за талант можно простить все человеку, а Иннокентий Михайлович, тоже не задумываясь, ответил: «Доброта». И вот мне кажется, что сейчас я понимаю, что он был очень прав».

Есть и еще одно искреннее признание актрисы.

«Капица ходил к нам на Таганку, и я до сих пор помню одну его фразу. Тогда я ее не понимала, сейчас понимаю: «Все уходит в старости, единственное что остаётся – профессия. Профессию никак не можешь забыть». Вот у меня сейчас единственное что осталось, вот какая-то обязанность – это поэтические вечера. Дано было больше, но не сделано. Ухожу недовоплощённой»

В этих цитатах, как и в остальных эпизодах фильма Любови Аркус, выведена формула особенности Демидовой. Это чувство безошибочного нравственного выбора актрисы, то, что и называется благородством.

СМИ О ФИЛЬМЕ «КТО ТЕБЯ ПОБЕДИЛ НИКТО»

Ксения Рождественская «Коммерсантъ»

Иногда «Кто тебя победил» становится почти манифестом — манифестом отсутствия, манифестом внятного, осознанного одиночества, высшей формы сопротивления. Иногда это блестящий пример исследования эпохи, исследования истории советского театра и советского кино. Например, Аркус разбирает эволюцию женского образа в советском кино — всех этих народных любимиц, романтических героинь, женщин-девочек — и показывает, насколько Демидова не вписывается в этот ряд. Никуда не вписывается. Ее время, утверждает Аркус, пришло, когда в кино появился «спрос на человека если не окончательно лишнего, то безусловно отдельного».

Лариса Малюкова «Новая газета»

Чем отличается фильм «Кто тебя победил никто» от множества актерских или режиссерских байопиков? Это кинороман, размышляющий о времени. В главной роли — Актриса. Сквозной сюжет — «незримое прорастание истории в человеке», в ролях, поступках. Здесь автор — киновед и аналитик — исследует непростой путь отечественного театра и кино, погружаясь в тайну искусства отдельной царственной актрисы, так и не ставшей крепостной, выламывающейся из институций гниющего Эльсинора с рычащим названием «Эсэсэсэр».

Создатели фильма «КТО ТЕБЯ ПОБЕДИЛ НИКТО»

Любовь Аркус, режиссер и киновед. Создатель  журнала «Сеанс», автор и составитель семитомной «Новейшей истории российского кино», лауреат  «Лавра», «Ники» и «Золотого орла» за фильм «Антон тут рядом».

Родилась в 1960 году во Львове. В 1984 году окончила сценарно-киноведческий факультет ВГИКа (мастерская Л. Зайцевой и А. Медведева). Работала литературным секретарем Виктора Шкловского, редактором на киностудии «Ленфильм». Создатель (1989, совм. с А. Голутвой) и главный редактор журнала «Сеанс». С 1993 года — учредитель и главный редактор издательства «Сеанс». С 2010 года — художественный руководитель объединения «Мастерская „Сеанс“». С 2006 года — соавтор программы «Закрытый показ» («Первый канал»). С 2006 по 2011 год — доцент СПбГУКиТ.

Хамидходжаев Алишер, оператор:

В 1993-1999 гг. работал на Санкт-Петербургской студии документальных фильмов.

В 1994-1998 гг. принимал участие в создании «Кинолетописи России».

С 2004 года работает в игровом кино как оператор-постановщик. В его фильмографии такие картины как «Завещание Ленина», «Все умрут, а я останусь», «Бумажный солдат», «Антон тут рядом», «Про любовь 2», «Аритмия», Шторм» и др.

Призы и награды: премия за операторскую работу на Кинотавре-2012 за фильм «Жить». Приз за лучшую операторскую работу на Венецианском фестивале – “Бумажный солдат” (2008)

     Новосельцев Дмитрий, режиссер монтажа

Дебют

Также в фильме:

Фрагменты репетиций спектаклей 

«Добрый человек из Сезуана»

«Десять дней, которые потрясли мир»

«Гамлет»

«Вишневый сад»

«Владимир Высоцкий»

«Дом на набережной»

«Федра»

«Квартет»

«Тристил»

«Медея»

«Носферату»

«Поэма без героя»

«Старик и море»

Сцена из спектакля «А.С. Пушкин. Дон Жуан или «Каменный гость» и другие стихи» Московского театра-театра Европы «Школа драматического искусства»

scroll to top