Фильм Андрея Хржановского «Нос, или заговор “не таких”»

nos.jpg

В КИНО С 11 МАРТА

Режиссер: Андрей Хржановский

Сценарий: Юрий Арабов, Андрей Хржановский

Художники-постановщики: Марина Азизян, Александра Павлова, Александр Храмцов, Варя Яковлева, Анастасия Сэмбон

Продюсер: Андрей Хржановский

Продолжительность: 89 минут

Год производства: 2020

Техника: рисованная анимация, перекладка, документальная хроника, с элементами игрового кино

Фильм создан при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии.

Прокатчик: All Media

16+

  • Список претендентов на премию «Оскар» в категории «Лучший полнометражный анимационный фильм»
  • Приз жюри «За лучший полнометражный фильм» на Международном фестивале анимационных фильмов в Анси
  • Номинация Европейской киноакадемии в категории «Лучший анимационный фильм»
  • Фильм открытия ОРКФ «Кинотавр» (Приз А. Ю. Хржановскому «За выдающийся вклад в кинематограф и преодоление границ между разными видами искусства кино»)
  • Официальная программа МКФ в Роттердаме

В основе фильма – два величайших творения русского гения: повесть Николая Гоголя «Нос» и одноименная опера, написанная в конце 1920-х гг. Дмитрием Шостаковичем.

Этот фильм посвящен пионерам, новаторам в науке и искусстве. Людям, которые опережали свое время. И, что самое главное, имели бесстрашие идти против течения. Ценой собственного благополучия, а зачастую и жизни.

О фильме

В 1927-1928 гг. выдающийся российский композитор Дмитрий Шостакович написал оперу по повести «Нос». Его близкий друг, великий театральный режиссер Всеволод Мейерхольд планировал постановку этой оперы в Большом театре. Он и его жена, актриса Зинаида Райх, были первыми слушателями этой музыки, поскольку Шостакович сочинял оперу «Нос», когда жил в гостях у Мейерхольда. Однако режиссеру не удалось осуществить задуманное. Первая постановка оперы «Нос» состоялась в 1930 году в Ленинграде, она выдержала несколько представлений, после чего исчезла со сцены советских театров почти на 40 лет.

Фильм «Нос, или Заговор “не таких”» состоит из трех частей, которые представляют собой три «сна».

Первый «сон» посвящен майору Ковалеву и его пропавшему носу, который превратился в статского советника.

Второй «сон» посвящен фантастическому рассказу писателя Михаила Афанасьевича Булгакова, записанному с его слов женой Еленой Сергеевной. В этом рассказе писатель будто бы отправил письмо Сталину и подписал его загадочным именем «Трампазлин». Сталин, прочитав письмо, вызывает к себе писателя и выказывает всяческое к нему расположение. Во время визита их отношения в какой-то момент начинают походить на дружбу. Расставшись с Булгаковым, Сталин едет со своими приспешниками в оперу, там как раз дают «Нос» Шостаковича.

Третий «сон» посвящен экранизации произведения Шостаковича «Антиформалистический раек», ни разу не исполнявшегося при жизни автора. В этом произведении композитор высмеивает тех, кто в 1948 году развернул кампанию борьбы с «сумбуром вместо музыки», явившуюся одним из бесчисленных случаев жестокого вмешательства советской власти в мир авангардного искусства и жизнь его авторов – ни в чем не повинных людей.

Эстетически эти три «сна» связывает между собой дух Гоголя, который был также любимым писателем Шостаковича. Режиссер фильма А.Ю. Хржановский объясняет: «Гоголь не просто центральная фигура в русской литературе, но он также и основоположник всех ее дальнейших направлений – от критического реализма до сюрреализма. А, кроме того, он же гениальный мастер монтажа! И мастер коллажа, если хотите».

Композиционно «сны» Хржановского объединяет образ самолета, находящегося в полете. На его борту находятся люди, олицетворяющие современную русскую культуру. Среди них – Резо Габриадзе, Анатолий Васильев, Юрий Рост, Кама Гинкас, Наум Клейман, Чулпан Хаматова, Леонид Федоров, Дмитрий Крымов, Виктор Голышев, Юрий Арабов, Нюта Федермессер и другие – актеры, режиссеры, киноведы, друзья и единомышленники автора фильма. И все они, оказавшись на борту этого лайнера, смотрят в экраны, находящиеся в спинках расположенных впереди сидений, а там показывается картина «Нос, или Заговор “не таких”». «Темный салон самолета, где горят ночью сотни экранов с разными сюжетами, – это красивое зрелище, – рассказывает Хржановский. – Я понимал, что исполнить весь фильм в одной технике едва ли возможно. И я подумал, что самолет с многочисленными экранами – идеальная возможность для совмещения различных стилей и техник мультипликации».

История замысла и работа над картиной

Идею экранизации оперы Шостаковича «Нос» режиссер вынашивал полвека.

В 1968 году Хржановский оказался в армии, куда он был отправлен после запрета своего второго фильма «Стеклянная гармоника». В том же году во время срочного приезда в Москву режиссер узнал от своего друга Евгения Чуковского, который был зятем Д. Шостаковича, что последнему понравился «Жил-был Козявин» – первый фильм Хржановского, ставший его дипломной работой во ВГИКе.

«Меня это так воодушевило, что я тут же решил обратиться к Дмитрию Дмитриевичу с просьбой разрешить мне экранизацию его оперы «Нос», – вспоминает А.Ю. Хржановский. – В те дни Шостакович находился в больнице, но, тем не менее, нашел время ответить на мою просьбу. В открытке он писал, что будет рад, если я использую его музыку в своем фильме».

Опера Шостаковича «Нос» – это два часа сложнейшей музыки. Отыскать композиционное решение ее экранизации было весьма непростой задачей.

Единого заранее заготовленного сценария у фильма «Нос, или Заговор “не таких”» не было, признается Хржановский: «Был лишь план фильма, по которому мы двигались. Позволяли себе, однако, отходить и на боковые тропинки замысла и порой углубляться в них».

В фильме «Нос, или Заговор “не таких”» использовались эпизоды из более раннего сценария, написанного Юрием Арабовым и Андреем Хржановским «Мейерхольд», о великом русском режиссере. Этот сценарий так и не был реализован. В итоге сложилась структура фильма, состоящая из трех «снов».

Идею о втором «сне», посвященном встрече Булгакова со Сталиным, подсказали два случайных разговора. Как известно, Шостакович и Булгаков и были приятели.

«Однажды наша знакомая Лиза Уилсон, биограф Шостаковича, принесла мне книгу дневников Елены Сергеевны Булгаковой с закладкой в том месте, где идет речь об излюбленном рассказе Булгакова о его встрече со Сталиным», – вспоминает А.Ю. Хржановский. Хржановский привнес в «сон» Булгакова и собственную фантазию: «От себя я придумал, что, когда Сталин говорит: «Какая скука. Поехать, что ли, в оперу?», они едут в театр, а там дают оперу «Нос». На самом деле Сталин и его подельники в конце булгаковского рассказа слушают другую оперу Шостаковича – «Леди Макбет Мценского уезда». Именно после премьеры этой оперы была опубликована в газете «Правда» знаменитая статья «Сумбур вместо музыки», одним из авторов которой, по слухам, был сам Сталин. С этой статьи началась новая волна кампании против формализма, под которую попали Шостакович и Мейерхольд. Горьким сатирическим откликом Шостаковича на эту статью стало музыкальное произведение «Антиформалистический раек». Именно он и стал темой третьей части фильма.

«Как-то раз я беседовал по телефону с Максимом Шостаковичем, и разговор коснулся моей первой давнишней переписки с его отцом по поводу экранизации «Носа». Максим тогда обронил: «Да, «Нос»-то, конечно, может быть, но вот если бы вы взялись за «Антиформалистический раек»… Хржановский признался, что и сам затевал использовать тему этого произведения в дилогии «Школа изящных искусств» в 1990 году. Однако наиболее полно ему удалось ее раскрыть в его новом фильме «Нос, или Заговор “не таких”».

Работа непосредственно над фильмом заняла около шести лет. А.Ю. Хржановский привлек команду превосходных художников-мультипликаторов, со многими из которых работал и над другими картинами. С одной стороны, «Нос, или Заговор “не таких”» – уникальный творческий эксперимент, в котором автор совместил множество мультипликационных техник, в частности свой собственный коллажно-мозаичный метод, а также различные стили и жанры киноискусства. С другой же стороны, это результат длительного, растянувшегося на десятилетия, социального и культурологического исследования Хржановского.

Фильм «Нос, или Заговор “не таких”» изобилует отсылками к произведениям великих художников – от Сурикова до Пикассо и Малевича. Внимательный зритель может обнаружить более тридцати прямых цитат их работ.

12 причин посмотреть «Нос, или Заговор “не таких”» на большом экране

1. Вы познакомитесь с шедевром музыки XX века, оперой Д. Шостаковича «Нос», написанной композитором в 1929 году и несколько десятилетий пребывавшей под запретом. Именно в анимации, как утверждают знатоки, музыка классика нашла адекватное воплощение. Разрешение на использование своей музыки в мультфильме Д.В. Шостакович дал режиссеру (А.Ю. Хржановскому) в 1969 году.

2. Зрители смогут стать участниками полета из XIX в XXI век в компании выдающихся современников: Юрия Арабова, Сергея Бархина, Анатолия Васильева, Резо Габриадзе, Камы Гинкаса, Виктора Голышева, Наума Клеймана, Дмитрия Крымова, Юрия Роста, Леонида Федорова, Чулпан Хаматовой и других.

3. Еще один шедевр Шостаковича «Антиформалистический раек» был задуман как реакция на редакционную передовицу в «Правде» «Сумбур вместо музыки» (авторство приписывают лично И. Сталину). Произведение не исполнялось при жизни автора. Вы познакомитесь с ним в оригинальной анимационной версии.

4. Вас ждет еще одно открытие: устный рассказ автора «Мастера и Маргариты» писателя Михаила Афанасьевича Булгакова о встрече с И.В. Сталиным и другими членами Правительства, записанный вдовой писателя Е.С. Булгаковой.

5. Вы увидите произведения великих художников, созданные в разное время и находящиеся в разных музеях – от Репина и Сурикова до Малевича и Пикассо.

6. Только зрители этого фильма станут свидетелями небывалой встречи в одном месте и в одно время великих деятелей отечественной культуры – Н.В. Гоголя и Д.Д. Шостаковича, Вс. Мейерхольда и С. Эйзенштейна.

7. Вы сможете оценить работу актера, озвучившего в одном фильме 14 ролей.

8. У вас будет возможность вместе с пассажирами авиалайнера вспомнить любимые фильмы: «Берегись автомобиля», «Мой друг Иван Лапшин», «Застава Ильича», «Иван Грозный». «Жил певчий дрозд», «Два товарища», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Сердца четырех», «Стеклянная гармоника» и др.

9. Вы станете свидетелями уникального творческого эксперимента, где автор совместил в одном фильме многие виды и технологии, стили и жанры киноискусства.

10. Автор фильма – Андрей Хржановский, режиссер, сценарист и продюсер, Народный артист РФ, лауреат государственных премий РСФСР и РФ, лауреат многих отечественных и международных премий, в том числе обладатель премии «Золотой Орел», шестикратный обладатель премии «Ника», приза «За выдающийся вклад в кинематограф и преодоление границ между разными видами искусства кино» Открытого российского кинофестиваля «Кинотавр».

11. В этом году фильм удостоен Приза жюри самого престижного международного фестиваля анимационных фильмов в городе Анси (Франция).

12. Фильм номинирован на 33-ю премию Европейской киноакадемии (European Film Academy) в категории «Лучший полнометражный анимационный фильм».

Цитаты о фильме

Резо Габриадзе:

«Когда я смотрел этот фильм, я думал, что это – рождение нового кино. Это кино, которому еще нет названия. Я почувствовал себя зрителем столетней давности, когда люди впервые увидели двигающегося человека на экране. Впечатление очень сильное. Хочется поздравить мастера с этой картиной. Это очень молодое, это очень новое искусство!»

Чулпан Хаматова:

«Многожанровость этой картины, это удивительное внедрение то ли кино в мультипликацию, то ли мультипликации в кино — совершенно новый уровень осмысления художественного фильма как произведения искусства. Какая-то очень свежая вещь получилась у Андрея Юрьевича — свежая, современная, с шероховатостями, в ней много недосказанности и какой-то чудесной небрежности, но при этом точно выверенной. Для меня это фильм о тех людях, которым чуждо равнодушие: их сердца отзываются на боль сегодняшнего дня и боль прошлого, они не безразличны ко всему — к жизни, к памяти, друг к другу. Как человек, живущий в России, — я благодарна Андрею Юрьевичу за то, как он смог вывести тему несвободы художника и ее осмысление на такой уровень. Это очень важно, чересчур важно — особенно сегодня.  У меня будто бы вынули сердце, промыли его и посадили обратно».

Леонид Федоров:

«Картина «Нос, или Заговор “не таких”» показывает ужас и абсурдность тоталитарного режима. Ее посыл, как мне кажется, в том, что нужно помнить о нашем уродливом прошлом, но красота все же спасет мир. Этот фильм потрясает своей музыкальностью и точностью образов».

Наум Клейман:

«Новый фильм Андрея Юрьевича Хржановского не только сделан в школе-студии «Шар», но и сам построен как шар, который расширяется во все стороны. Здесь все переплетено: искусство, личность художника, история, политические перипетии… Фактически это некое единое сложносочиненное целое, где одно переходит в другое. Мне кажется, это вообще очень характерно для манеры Андрея Юрьевича — начиная с той «пушкинской трилогии», которую он сделал когда-то. Эта манера все более усложняется и заостряется, я бы сказал. Это выходит за рамки чистой анимации. Это одновременно и анимационный, и документальный, и игровой фильм. Все виды кинематографа здесь переплетены. Как и все образы и материи этого фильма. В этом смысле фильм очень поучительный. Он обречен на то, чтобы его изучали, а не только смотрели».

Антон Долин, «Медуза»:

«Художественная плотность и концептуальная цельность «Носа, или Заговора “не таких”» настолько высоки, что после конца сеанса хочется немедленно посмотреть фильм сначала вновь, только перед этим отдышаться. Это даже не кино «какого сегодня не делают», а уникальная, единственная картина, в которой кинематограф и анимация по выразительности и глубине ни в чем не уступают «старшим» музыке и литературе. А вместе — бросают вызов неумолимой истории, всемогущему забвению и самим законам тяготения».  

scroll to top